Информация к новости
 (голосов: 0)
27-12-2015, 17:04

Правильно ли заводить детей с философской точки зрения?

Категория: Тексты » Общество

Загрузка...
Заводить детей или нет — серьезный вопрос. Его можно считать философским, и звучит он, в каком-то смысле, довольно волнительно.
Правильно ли заводить детей с философской точки зрения?


Многие люди хотят иметь детей. Но они могут задаться вопросом: этично ли приводить ребенка в этот испорченный мир, где он может столкнуться со злом и несправедливостью? Другие предпочитают не иметь детей. Такой выбор тоже скрывает в себе моральные противоречия: может быть, это эгоистично — воздержаться от продолжения рода? Не отказываются ли не-родители внести таким образом вклад в будущее человечества — формирование следующего поколения — то, что каждый из нас должен сделать, если есть возможность?

Хочется отмахнуться от подобных рассуждений, обосновывая тем, что иметь детей или нет — это личное дело каждого. Конечно, это больше никого не касается, черт возьми. Ни правительство, ни общество не должны вмешиваться. Этот вопрос находится в пределах «личного пространства», которое в либеральном обществе принято уважать и не осуждать.

Вполне справедливо. Но сам факт, что это личное дело, которое другие не вправе за нас решать, не означает, что не нужно затрагивать этическую сторону этого вопроса. Каждый из нас может спросить себя: что мне делать? Возможно, есть какие-то этические аспекты, достойные внимания, которые помогут нам разрешить эти чрезвычайно важные и сугубо личные вопросы? Если затеять такое «этическое расследование», ответы могут оказаться неожиданными.

Справедливо ли давать своему гипотетическому ребенку жизнь, в которой неизбежно будет много боли, страданий, лишений и душевных мук? В своем сочинении «К учению о страданиях мира» (1850), Артур Шопенгауэр задает вопрос:

Представим себе, что акт зарождения не сопровождался бы ни потребностью, ни похотью, а был бы делом чисто благоразумного размышления, мог ли тогда еще существовать человеческий род? Не был ли бы тогда всякий настолько сострадателен к грядущему поколению, что, скорее, избавил бы его от бремени существования или по крайней мере не принял бы на себя обязанности хладнокровно возлагать на него такую обузу?


Да, вы могли бы ожидать, что в жизни вашего ребенка будет счастье, довольство, радость и любовь. Но многие все равно углядели бы здесь асимметрию. Можно предположить, что важнее не причинять вреда людям, чем помогать им. Кто-то пойдет дальше и скажет, что у нас нет подлинно нравственной причины делать жизнь счастливой (это морально нейтральный выбор, скажут они), но по прежнему мы обязаны не приносить в жизнь большие несчастья. В таком случае, новая счастливая жизнь с моральной точки зрения нейтральна, а новая несчастная жизнь — негативна. Так как в любой жизни есть и радость, и горе (а следовательно, нейтральное и негативное), можно ли сделать вывод, что, как говорил южноафриканский философ Дэвид Бенатар, жизнь, в целом, ужасна?

Пока не стоит делать такие выводы. Вряд ли можно согласиться с тем, что счастливейшая жизнь, не лишенная неприятностей, является в целом плохой. Вероятно, в таких аргументах кроется ошибка. Возможно (как поясняется ниже), нам следует отказаться от асимметричного суждения счастья и горя, и признать этическую обоснованность того, чтобы делать жизнь ребенка счастливей.

Но если такой ответ кого-то не устроит, может быть, негативным следует считать не само несчастье, а тот случай, когда оно не компенсируется. Тогда как жизнь, в которой одни проблемы, неприемлема, как насчет жизни, где горестей меньше, чем радости? Даже если отрицать то, что счастье — это хороший повод создать новую жизнь, оно может быть морально значимым, опровергая или сводя на нет причины не создавать новую жизнь, суть которых — некомпенсированное страдание.

Таким образом, мы можем оправданно подвергать сомнению этическую значимость изречения «не навреди», когда речь идет о продолжении рода. Разумеется, в любой жизни будут грустные моменты. Но если вы рассчитываете подарить ребенку жизнь, которая в целом будет положительной — такую, что он сочтет ее достойной — тогда получается, что нет ничего плохого в том, чтобы познакомить его с миром.

Правильно ли не заводить детей? Папа Франциск, очевидно, считает, что неправильно, поскольку ранее в этом году он упрекнул пары, отказавшиеся от детей, в эгоизме, и заявил: «Общество корыстолюбивых людей, которые не желают окружать себя детьми и ставят себя выше любого груза, тревог и опасений — это слабое общество». Это категоричная позиция. Где скрывается четкая граница такого идеала? Стоит ли считать «эгоистичным» заводить только одного ребенка, когда можно двоих, или двоих, когда можно троих и т.д.? Разрешается ли взрослым иметь другие приоритеты в жизни, кроме того, чтобы «окружать [себя] детьми»? Все это кажется неразумным.

С другой стороны, счастливая жизнь действительно имеет ценность, и наша возможность создавать такую ценность, несомненно, имеет значение.

Прежде чем мы сможем корректно ответить на этот спорный вопрос и определить, в чем прав или неправ был Папа Франциск, попробуем теоретически обосновать, что подразумевалось в заявлении о том, что все люди должны заводить детей (если у них есть возможность).

Мы видим, как важно отличать мораль от первого лица и мораль от третьего лица: вопрос о том, что я должен делать, и о том, что другие могут ожидать или требовать от меня. Ваше решение может быть личным в том смысле, что оно должно быть закрыто от критики и любопытства третьих лиц, но оно также может подвергаться этическому анализу от первого лица, когда личность ищет моральный ориентир.

Автор: Ричард Чапел.
Оригинал: Aeon.

Перевели: Денис Пронин и Наташа Живова.
Редактировали: Роман Вшивцев, Анна Небольсина и Артём Слободчиков.

загрузка...
Добавление комментария
Имя (Ник):*
E-Mail (Электронный адрес):*
Текст:
Введите код: *

О кинотеатре

Наш проект enego – это не просто веб-сайт, это уникальный кинотеатр, с помощью которого вы сможете просматривать нужные вам сериалы или мультики. Он неповторимый тем что для просмотра вам не нужно будет идти в обычный кинотеатр и ждать нужно сеанса, вы можете посмотреть его прямо сейчас с помощью любого современного девайса, наш сайт подойдет как для ноутбука, так и для айфона или айпада. Также если у вас дома есть домашний кинотеатр, который поддерживает выход в интернет, то вы легко сможете смотреть понравившийся сериал с его помощью, только не забудьте выставить нужное вам качество видео. Еще одна особенность нашего кинотеатра в том, что тут вы сможете смотреть весь контент абсолютно бесплатно и вам не нужно будет проходить регистрацию или скачивать какие-либо программы. Мы работаем над тем, чтобы все серии которые присутствуют на сайте были в хорошем качестве и выглядели отлично на любом устройстве на котором вы захотите их посмотреть.
^